Вехи 70-летней истории

Дальнейшее развитие

Учреждение прошло большой исторический путь, смогло преодолеть очень трудный переходный период 90-х годов и максимально сохранить свой научный потенциал и традиции. Дальнейшее развитие научного центра в третьем десятилетии XXI века мы видим в расширении компетенций в таких направлениях как:

  • прогнозирование развития транспортного комплекса и грузопотоков на уровне Евразийского континента и повышение компетенций в сфере международных транспортных коридоров;
  • цифровизация транспортного комплекса и внедрение новых транспортных технологий;
  • экологический мониторинг и минимизация воздействия транспорта на окружающую среду;
  • минимизация воздействия изменений климата на транспортную инфраструктуру.

2020 - 2021 гг

В 2020 году НЦКТП Минтранса России разработал первую в отрасли комплексную информационную систему для учёта и прогнозирования выбросов парниковых газов от транспортного комплекса. Эта система также позволяла формировать оценки выбросов на заданном маршруте для расчёта «углеродного следа» перевозимых грузов. Результат работы зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

В 2021 году, с принятием новой Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. №3363-р, на НЦКТП Минтранса России возложены функции по мониторингу реализации Транспортной стратегии и ведению транспортно-экономического баланса Российской Федерации.

2017 – 2019 гг

В период 2017 2019 годах НЦКТП Минтранса России продолжает вести разработку отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, осуществляет развитие ранее разработанных информационных систем и методических документов.

2006 - 2016 гг

Наиболее значимыми работами, выполненными за десятилетие с 2006 по 2016 гг. функционирования учреждения, являются:

1. Разработка Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (2007 год) и её актуализация (2012 год). 

2. Разработка Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (2010 – 2020 годы). 

3. Разработка и актуализация концепции создания Автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК). 

4. Разработка, реализация в виде программного продукта и последующая эксплуатация транспортно-экономического баланса Российской Федерации. 

5. Разработка унифицированной финансовой модели инвестиционных проектов в сфере транспорта и подходов к оценке инвестиционных проектов, реализуемых, в том числе, с применением механизмов государственно-частного партнерства.


1995 - 2005 гг

Наиболее значимыми работами, которые были выполнены в современный период функционирования учреждения (1995 - 2005 гг.), являются:
1. Подготовка проекта Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации.
Концепция была одобрена Правительством Российской Федерации в 1997 году. Она послужила основой для налаживания делового взаимодействия транспортных предприятий и структур с органами государственного и местного управления, а также с потребителями транспортных услуг. Кроме того, Концепция во многом способствовала адаптации транспорта к новым экономическим условиям. Положения Концепции сохраняют актуальность и в настоящее время.
2. Разработка прогнозов развития транспорта России.
Прогнозы охватывали все виды транспорта, разрабатывались как составная часть общих прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу и содержали оценки ожидаемого спроса на перевозки пассажиров и грузов, рекомендации по рациональным структурным преобразованиям и необходимому развитию производственно-технической базы видов транспорта с определением капитальных вложений для этой цели, их эффективности и источников финансирования.
Все виды транспорта в них рассматривались как составные части единой транспортной системы страны, согласованно решающие существующие транспортные проблемы.
Результаты прогнозов были использованы государственными органами при разработке направлений социально-экономического развития страны. 
3. Разработка федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы). 
Утверждена Правительством Российской Федерации в 2001 г.
На основе анализа современного положения и задач в области транспорта в рамках программы были разработаны мероприятия по согласованному развитию всех видов отечественного транспорта, представленные в виде перечня необходимых инвестиционных проектов на период до 2010 года. Внимание программы сосредоточено на ускоренном обновлении технических средств транспорта и на устранении «узких мест» в развитии инфраструктуры федерального значения.
Заложенная в документе стратегия планирования и финансирования развития транспортной инфраструктуры полностью соответствует современным методологическим принципам, используемым на международном уровне.
4. Исследование проблем развития международных транспортных коридоров.
В 2000 г. подготовлены «Основные направления формирования и развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации», которые были одобрены Правительством Российской Федерации. На их основе разработана подпрограмма «Международные транспортные коридоры» в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы). 
Подпрограмма содержит ряд мероприятий по развитию и совершенствованию российских железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, морских портов, внутренних водных путей, аэропортов гражданской авиации и автомобильных грузовых терминалов, а также систем связи, расположенных в международных транспортных коридорах.
Основу этих мероприятий составляет перечень инвестиционных проектов с их необходимыми характеристиками.
5. Исследование проблем развития транспорта в регионах Российской Федерации.
Основная направленность этих исследований – разработка программ и схем комплексного развития транспорта и логистических технологий в крупных экономических районах, федеральных округах и отдельных субъектах Российской Федерации. В их числе Концепция государственной транспортной политики и Программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан, а также программы развития транспорта в регионе «Большая Волга», в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в Волгоградской, Тюменской, Самарской и Калужской областях.
6. Разработка проблем международного сотрудничества в области транспорта.
Учреждением подготовлены научно-аналитические материалы для проводившихся в г. Санкт-Петербурге в 1998, 2000 и 2003 гг. трех Международных евроазиатских конференций по транспорту. Значительное внимание в работах последних лет уделялось вопросам проведения согласованной политики функционирования и развития на взаимовыгодной основе транспортных систем Союзного государства России и Белоруссии, государств-участников СНГ, использованию их коммуникаций для транзитных перевозок.
Научный центр участвовал в ряде международных проектов, осуществлявшихся под эгидой Европейских Сообществ.

Годы СССР

Создание Института комплексных транспортных проблем было обусловлено необходимостью расширения научных исследований в области транспорта в условиях восстановления и быстрого развития народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны.

Кроме того, в связи с научно-техническим прогрессом в промышленности открылись возможности для ускоренного развития автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, что потребовало их учета при обосновании направлений развития транспортной системы страны.

В короткие сроки в Институте был сформирован работоспособный научный коллектив, в который вошли видные ученые-транспортники, специалисты с большим опытом практической работы в транспортных структурах и молодые специалисты, окончившие транспортные высшие учебные заведения.

Это позволило развернуть широкие исследования по организации взаимодействия транспорта с отраслями народного хозяйства по направлениям развития транспортного комплекса страны и по другим актуальным транспортным проблемам, круг которых постоянно расширялся. Исследованиями были охвачены все виды магистрального и местного транспорта, включая городской, пассажирский и промышленный. Все они рассматривались как составные части единой транспортной системы, решающей одну общую задачу – эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках. Тематика и содержание исследований всегда отвечали насущным практическим нуждам страны и стоящим перед ней задачам в области транспорта. Значительное место в них занимала разработка предложений по транспорту к проектам перспективных и пятилетних планов социально-экономического развития страны. В этих целях проводились исследования по организации слаженной работы видов транспорта и рациональному распределению перевозок между ними, по принципам и направлениям формирования единой транспортной сети страны, развитию энергетики транспорта и задачам в области технического прогресса транспортных средств, по совершенствованию методов обоснования плановых решений в области транспорта, разработке методического аппарата и нормативов.

Результаты исследований содержали практические рекомендации по изучаемым вопросам и были непосредственно связаны с решением конкретных проблем общегосударственного масштаба (электрификация железных дорог на переменном токе, сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, расширение системы контейнерных перевозок и др.).

Коллектив Института привлекался к решению всех крупных транспортных проблем, возникающих в ходе социально-экономического развития страны. Ежегодно на коллегии Госплана СССР заслушивались доклады и принимались решения по материалам исследований. Высокая квалификация коллектива и проработка им коренных проблем развития транспорта страны принесли ИКПТ заслуженный научный авторитет и позволили стать центром, координирующим деятельность отраслевых транспортных научно-исследовательских и проектных организаций при решении общих для всех видов транспорта и наиболее важных отраслевых транспортных проблем.

Институт комплексных транспортных проблем получил признание и на международной арене. Многие специалисты оказывали практическую и научную помощь в обучении кадров и в разработке долгосрочных программ развития транспорта и транспортной инфраструктуры за рубежом (в Болгарии, Чехословакии, Польше, Вьетнаме, ГДР, Афганистане, Монголии, Йемене, Ливии, Ираке, Кубе и др.).

За годы существования Института было подготовлено 40 докторов и более 250 кандидатов наук.

В Институте на тот момент была собрана богатейшая научно-техническая библиотека, насчитывающая более 30 тыс. томов и пособий и представляющая собой уникальный фонд научных работ по всем видам транспорта (железнодорожному, речному, морскому, воздушному, автомобильному, промышленному и трубопроводному).

В шестидесятые годы Институт был передан из системы Академии Наук СССР в подчинение Госэкономсовету СССР, а впоследствии – Госплану СССР. С началом коренных экономических реформ в России и упразднением Госплана СССР Институт был подчинен Министерству экономики России. В конце 1994 года был образован преемник – Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России (НЦКТП).

Создание Института

Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России (НЦКТП) начинает свою историю с Секции по научной разработке проблем транспорта. Секция находилась в составе Академии Наук Советского Союза, которой руководил академик В.Н. Образцов.

С 1 января 1955г. на базе Секции начал функционировать Институт комплексных транспортных проблем.

Решение об организации Института комплексных транспортных проблем было принято Советом Министров СССР 5 октября 1954 года в целях расширения научных исследований по проработке технико-экономических проблем взаимодействия различных видов транспорта и разработке комплексного развития единой транспортной сети.

Институт возглавил известный экономист – академик Т.С. Хачатуров.