Структура ТЭБ задается многомерной матрицей грузопотоков между регионами, в которой строкам и столбцам соответствуют регионы, а на пересечении строк и столбцов указаны объемы грузопотоков между регионами по видам транспорта и по родам грузов. Еще одним измерением матрицы является время, то есть в балансе накапливается предыстория грузовой базы и корреспонденций грузопотоков с 2007 года. Аналогичная матрица ТЭБ рассчитывается на прогнозный период до 2035 года.
Рис.1 Многомерные матрицы объемов и корреспонденций грузопотоков между регионами по родам грузов и по видам транспорта – факт и прогноз на период до 2036 года.
Исходной информацией для формирования ТЭБ являются ряды статистических данных Росстата по объемам отгруженной продукции добывающей и обрабатывающей промышленности, торговли, сельского хозяйства, статистика экспорта и импорта, включая данные Федеральной таможенной службы России, ведомственная экономическая статистика топливно-энергетического комплекса, а также транспортная статистика, включающая данные ОАО «РЖД», статистику морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта.
Последовательность формирования ТЭБ определяется особенностями статистического учета, полнотой и точностью отдельных составляющих исходной статистики производства, отгрузки продукции, торговли и перевозок товаров.
Вся исходная информация верифицируется, структурируется и приводится к гармонизированной номенклатуре грузов ТЭБ, включающей 44 рода грузов. Целью гармонизации является обеспечение сопоставимости и совместимости всех элементов исходных статистических данных друг с другом.
После гармонизации по разработанным формулам рассчитываются объемы и корреспонденции грузовых перевозок на автомобильном транспорте, производятся корректировки объемов по всем видам транспорта.
Далее специалистами ФГБУ «НЦКТП Минтранса России» строится прогноз объемов межрегиональных, экспортных и импортных грузовых перевозок на период до 2035 года с распределением по видам транспорта, родам грузов, регионам отправления и назначения.